Всегда было интересно — как люди люди выбирают для себя хобби, почему увлекаются тем или иным делом. Если и вам это интересно, то предлагаю рассказ о том, как сделать домашнее мыло с нуля. Тема домашнего мыловарения сегодня очень актуальна. Кто-то варит мыло для себя, кто-то — в подарок, но это, оказывается, очень интересно.
Вместо предисловия
Прочтите и вы этот рассказ про мыловарение в домашних условиях для начинающих, даже если вы никогда не интересовались этой темой — просто для интереса, чтобы узнать, почему вдруг люди берутся за какое-то дело впервые.
Прочтите этот рассказ обязательно, если вы только начинаете изучать тему мыловарения — здесь вы узнаете о том, какие рецепты правильные, а какие — точно у вас не получатся.
Если вы давно варите мыло в домашних условиях — тем более прочтите, вам должно быть интересно, как другие занимаются тем же делом, что и вы.
В любом случае — скучно не будет, обещаю. А сейчас слово мастеру.
Скользкая тема
Люди обожают маленькие ритуалы. Своеобразная разновидность развлечения. Особенно,когда эти обязательные традиции связаны с чем-то, что очень нравится. Эдакое маленькое хобби, увлечение.
Вот, многие любят баню. Готовят для нее всякие хитрые веники, настои для каменки и покупают специальные шапки и черпачки. Это тоже разновидность ритуала. И я тоже люблю баню. Но мое увлечение иного характера. Лично я варю мыло.
Увлечение давнее, ему уже больше десятилетия. Сложно сказать, когда оно оформилось в некую необходимую потребность. Просто мне с детства нравились уходящие профессии — бондари, кузнецы, плотники, жестянщики, печники.
Кое-какими я сам овладел на весьма приличном уровне. То, что среди них оказалось занятие мыловара, можно считать случайностью — с таким же успехом я мог бы оказаться пастухом или еще кем. Но получилось так, как получилось.
Собирался я попробовать долго — мешала история увлечений отца Федора Вострикова из «12 стульев», вероятно. Но однажды все случилось.
У тогдашней моей спутницы жизни была нежная чувствительная кожа, постоянно сохнувшая и раздражавшаяся от любой бытовой химии — выручали всякие крема и притирки, но то было хлопотно. Пришлось узнавать про мыло и экспериментировать.
Получилось не сразу, но получилось. А параллельно с навыком пришло знание много чего. Особенно то, что две трети современных опусов на эту тему — полная, простите, туфта. К ремеслу мыловара львиная доля статеек не имеет никакого отношения. Куда ближе к рекламе. Что-то вроде глупой и не очень честной статьи о фасоне платья в модный журнал. Мало того, что вранья много, да еще и вранье так себе — я в детстве похлеще мог, когда дневник надо было спрятать. Короче. Я не впечатлился.
Покажи руки
Собственно, две трети мыла ручной работы не имеет никакого отношения к теме хэнд мэйда и натуральному продукту — их бы стоило назвать дизайнерским оформлением куска мыла. Но уж точно не ручной работы. Причем понятно, почему так делается.
В магазинчиках с таким товаром очень интересная тенденция наблюдается. Большинство женщин покупают то мыло, что красиво смотрится. Прозрачненькое, с цветочками, многоцветное. А мужички как-то явно тяготеют к мылу, внешне напоминающее хозяйственное — погрубее, покривее, пострашнее.
Тут анализировать не берусь, но только настоящее мыло с нуля как раз выглядит страшненько. А то, что прозрачное — обычная нефтяная химия, которую проще купить в супермаркете — дешевле выйдет. Ибо не вижу понта столько платить за оформление и упаковку.
Как говорил мой товарищ дизайнер про некоторых коллег: «Это они на презентациях красиво трындят про вдохновение и стилистические отличия школ. А дома надираются дешевой водки до бесчувствия и спят бревнами на своих кривых диванах».
Натурально ли натуральное мыло
Так что говорить можно что угодно. Вранье калечит сознание и подменяет правду, но не меняет саму правду.
Так что некий парадокс присутствует. Идут за натуральным, а покупают яркое фуфло. Потому что почти все, что яркое и красивое, делается из мыльной основы. А теперь внимательно почитайте состав основы (хоть китайской, хоть английской) и поищите, что из себя представляет каждый ингредиент. Понятное дело, что строку «Вода» искать не надо.
Но даже если говорится, что «Основа натуральная, поскольку не содержит sodium lauryl sulfate, который заменен на sodium laureth sulfate», то знайте, что лаурилсульфат и лауретсульфат натрияя хоть и различаются на две буквы, но делаются из одинаковой нефти. И пропилен гликоль, которого бывает в составе основы 20 — 25%.
И что в натуральном мыле не должно быть консервантов. Ровно как и отдельного указания, что «содержит натуральный глицерин» — при производстве мыла из натуральных жиров глицерин образуется сам по себе. Если его ввели туда — уже что-то не то.
Еще пресловутый рН показатель. У натурального мыла он никогда не бывает 5,5 или около того. Все натуральное мыло имеет рН в пределах 9,5 — 11. Так что если увидели маленькую цифру — знайте, что то к натуральному не имеет отношения. А смягчает натуральное мыло по причине пережира — доли жиров, не прореагировавших с щелочью.
Как оно бывает
Так что пришлось мне учиться варить мыло по первоисточникам — в основном дореволюционным. Самая молодая книга, по которой я учился мыловарить — «Техническая энциклопедия» Мартенса 1927 года. Очень хороша была энциклопедия «Наука и техника» 1912 года. А так все пособия по домоводству — варить мыло дома в дореволюционной России считалось вполне нормальным делом.
После того, как познакомишься с понятной и подробной подачей материала, принятой в те времена (для написания большинства статей даже в дамские журналы и руководства приглашали доцентов и профессоров!), некоторые современные опусы кажутся страшным бредом. Приведу пару примеров.
- Хлорид натрия (Sodium Chloride) – NaCl натриевая соль соляной кислоты, используют для увеличения вязкости мыльной основы (0,5-1%), также нежелательный компонент косметики.
Того, кто написал такой бред, мне всегда хочется спросить, а сколько у него было по химии в школе. С каких пор поваренная соль стала «нежелательным компонентом»? Если что, то морская соль для ванн почти вся из этого «нежелательного» и составлена.
- Правильное мыло содержит titanium dioxide ( диоксид титана) – отталкивает УФ лучи.
Кто-то слышал о диоксиде титана, входящем в состав оливкового масла или жира хрюшки? Для любознательных скажу: доксид титана добавляют в мыло для придания ему белого цвета — иначе вид не сильно презентабельный получается.
- • С целью очищения кожи вместо мыла египтяне использовали пчелиный воск, который предварительно растворяли в воде.
Кто-то пробовал растворить воск в воде? Удачи. Если воск растворился, то это кипяток. И мыться таким составчиком — еще то развлечение.
И так далее — таких ляпов тьма. Так что не осуждайте меня, что читал книжки в библиотеках — уж очень хотелось видеть первоисточник.
О жирах
А теперь камень в расположение любителей растительных масел. Если в составе найдете «пальмитат натрия», то знайте, что это не компонент пальмового масла. Это вообще компонент, обязательный для любого мыла. В жире кашалота, например, его до 90 %. А в сливочном масле — порядка 25 %.
Тут все просто. Все продукты из животных жиров встречаются нашим организмом более желательно и легко. Можно натереть лицо клубникой, но пользы от такой маски (если только вы не собрались пугать знакомых) будет ноль или около. Но вот если смешать клубнику со сметаной или животным жиром, то усвояемость кожей приятных клубничных веществ заметно повысится.
Можно, конечно, смешать с жирным кремом для лица или рук. Но есть одно но. Вазелин и основа для мази делаются из нефти. Есть вариант с ланолином, но он жутко дорог и не всем подходит.
Вот точно так и обстоит дело с мылом. С животным жиром для кожи куда как приятней.
И еще открою секрет. Натурального в современном мыле мало потому, что натурального на всех просто не хватит. А потому приходится выкручиваться.
Совсем мало натурального в шампуне. Но о том чуть позднее.
Если писать все то, что я знаю и умею по мылу, то выйдет полноценная книга. Так что постараюсь максимально понятно рассказать только самое необходимое. А для начала немножечко истории.
Жили-были в некотором царстве
Жир — растительный и животный — представляет из себя сложную смесь высших жирных кислот. Мыло — соль этих кислот. Натриевая или калиевая. Иногда аммониевая.
Из истории мыловарения
Если натриевые соли — мыло получается твердым. Если калиевые — жидким.
Твердое мыло научились делать сравнительно поздно — в 1424 году столетии в Италии. До того все мыло в мире было жидким. И потому не сильно уж и популярным. Кроме того, в нем было слишком много щелочи и слишком мало жира. Потому применяли его только для стирки — кожу таким мылом разъедало нещадно.
Едкий кали получить несложно — нужна вода и зола. А вот натриевую щелочь получить в быту сложнее. Хотя тоже реально — поможет сода и гашеная известь. Тем не менее, долгие годы мыло делали с помощью жира и щелока — так, предположительно, оно и получилось само не нарочно.
Мыло известно со времен Шумера и Вавилона. Есть описание получения его в египетских папирусах. Само английское (как итальянское и французское) название произошло от горы Сапо — на ней в Древнем Риме производили жертвоприношения.
Древнее мыло с золой
Жир жертвенных животных смешивался с золой костров (тоже жертвенных), так что после хорошего дождя (учитывая масштаб регулярных гекатомб) жир обмыливался вполне естественно. Только для человеческой кожи такой составчик не годился — слишком жесткий и много щелочи.
Так что долгие годы мылись потея и намазываясь маслом (потом его соскабливали вместе с грязью). Или с помощью крупного песка — его у нас зовут дресвой.
Наиболее из ныне популярных древних трактатов стоит считать работу Галена, где он описывает «грамотную» варку мыла и его применение.
Как определился состав мыла
В Российской империи для мытья применяли раствор золы в воде — щелок. Иногда слабый уксус. Ну и всякие отвары — хоть мыльный корень. Так дешевле и проще. Да и неудобно пользоваться жидким мылом по тем временам. Твердое мыло было известно у нас, даже есть брусок на гербе одного города с XVIII столетия, но простой люд предпочитал самостоятельно варить жидкое — экономили.
Состав мыла определили только в 1808 году (опять во Франции). А до того его получение было довольно схоже с лотереей. И потому наиболее часто получалось жестковато.
После определения состава появился шанс что-то научно прогнозировать и моделировать — так стало появляться мыло, которым стало комфортно мыться, а не только стирать.
О популярности мыла
В России мыло не было сильно популярным в широких слоях — парфюмер Брокар в начале ХХ столетия сетовал, что продать его русскому — задачка еще та. Сбывать хорошо свое отличное мыло он начал только тогда, когда приспособился вводить его в состав подарочных наборов. Обычно мыло, саше и пудра. Или мыло, одеколон и духи.
В Европе мыло популярным стало с XVII века (тогда и началось его промышленное изготовление). Получали его из всяких разных отходов. Вплоть до падали и тухлого бараньего жира на севере и оливкового масла в местечках поюжнее. Но дешевизна кокосового масла из колоний и удивительные свойства мыла из него — оно мылиться даже в морской воде, отчего его называли «мылом для моряков» — дала прекрасный шанс для мыловаренной промышленности по всему миру.
Хотя наиболее известных центров не так уж и много. На слуху сейчас из прежних чаще Кастилия, Марсель, Марокко.
Промышленное производство мыла
В промышленном производстве были сложности: дороговизна животных жиров, мягкость полученного мыла из растительного сырья, длительность самого процесса, опасность работы с крепкой щелочью. С первой боролись применением отходов, со второй — путем предварительной обработки для отвердения — гидрогенизацией. С последними двумя куда сложнее. Поэтому поиск более «сговорчивых» масел, способных омыливаться быстро или с менее опасным ингредиентом, продолжался все время. Только рекордсменом было все то же пальмовое масло.
Наконец-то получилось
В начале ХХ века решили попробовать чудо-материал (по популярности) той эпохи — нефти. Внезапно получилось более-менее хорошо.
Однако, первый раз получился шампунь, а не мыло. И шампунь у мистера Шварцкопфа в 1903 году был порошкообразным — жидким он стал позднее.
А вот во время первой мировой в Германии стала чувствоваться нехватка всего — в том числе и животных жиров для мыловаренной промышленности. Мыло применялось не только для мытья тело, но и в смазках — оно один из главных ингредиентов в колесной мази, например. Тут-то и занялись плотненько тем, что было в нефти — благо в ход пускались отходы НПЗ.
Дело пошло хорошо. Так что после войны такое начинание закидывать не стали. Тем более, что некоторые нефтяные производные омыливались легко и просто, а сами после обработки давали непринужденно и обильно пену. Ну и цена их была невысока. С тех пор многие вещества, что есть в зубной пасте, мыле и других подобных «мыльных-рыльных» составах не самые натуральные.
Каким бывает мыло
Мыло бывает трех основных сортов.
Кастильское мыло
Когда жир омыливается щелочью, получается мыльный клей — в его составе мыло, глицерин (он образуется в процессе реакции), примеси. Если расходные очищены заранее, то и мыло получается чистое. А глицерин в его составе дополнительно смягчают кожу. Тем более, что метод получения наиболее прост — именно так получают большинство мыла в домашних условиях. Его минус в том, что такое мыло требует долгого дозревание. Обычно около месяца.
Если делать такое мыло из чистого оливкового масла (без добавок иных жиров), то выйдет кастильское. Оно приятно для кожи и хорошо мылится. Пена, правда, выходит мелкая. А дозревания такое мыло требует очень много — примерно не меньше полугода. Манипулируя с составом жиров срок сокращается, но тогда оно уже не кастильское.
Цвет кастильского мыла бывает белым, желтым, зеленым — все зависит от применяемого масла.
Ядровое мыло
Если варить чуть интенсивнее и несколько раз, а в процессе применить поваренную соль (так называемую отсолку), то глицерин и примеси отделяются, освобождая так называемое ядро.
Отсюда и название сорта — ядровое мыло. Большинство фабричных сортов относятся именно к такому — горячий способ хорош тем, что мыло получается более твердое, а процесс максимально скорый.
В домашних условиях вполне доступный способ, но для новичка несколько труден.
Если потом ядровое мыло просушить и перетереть специальной машиной, то в итоге выйдет пилированное мыло — еще один сорт, наиболее дорогой. Сам процесс напоминает зернение дымного пороха — основа взята одна, но продукт в конечном итоге получается с совершенно новыми качествами.
Как уже говорилось, ощущение при использовании мыла зависит от пережира — остатка жиров, не вступивших в реакцию со щелочью. Обычно эта величина лежит в пределах 5 — 15 %. Чем выше, тем приятней для кожи, но слабее очищающие свойства мыла. Да и хранится оно похуже — жиры имеют обыкновение горкнуть при хранении.
Марсельское мыло
Ядровое мыло без добавок известно под именем марсельского. Классический рецепт включал три вида жиров: свиной жир, оливковое масло, арахисовое масло (очень популярный во Франции продукт).
Делались попытки изменить рецептуру (эдикт 1660 года запрещал применение любого масла, кроме оливкового), но в результате возвращались к исконному рецепту — уж очень легко, мягко и приятно марсельское мыло пенится.
Если убрать из марсельского мыла пережир и оставить небольшой излишек щелочи, то получится хозяйственное мыло. Но верните пережир и в довесок к нему ароматические добавки — вот вам и туалетное.
Кстати, если в кастильском твердом мыле заменить натриевую щелочь на калийный поташ и добавить отваров трав, то выйдет марокканское мыло бельди.
Другие рецепты мыла
Удивительно, но хотя и существует масса названий у мыла, но суть его сводится к этим трем вариантам. Мыло для бритья, например, ничем качественно не отличается от мыла для умывания. Просто для бритья старались подбирать состав, дающий максимальную нестынущую пену — при применении способа с помазком это качество злободневно.
В дореволюционных изданиях можно найти массу рецептов из разных жиров — с касторовым и оливковым, льняным и спермацетом (жиром кашалота). Тогда было нормальным готовить мыло дома для разных целей — стирка, дезинфекция, смазка, бритье, умывание и прочее. Сейчас нам непонятно такое разнообразие — у нас давно замена массой других веществ.
Варить будет самым простым способом — мыло с глицерином, так называемый холодный способ. Я и сам предпочитаю его, хотя давно освоил и горячий способ с ядровым мылом.
Можно получить и прозрачное мыло (нужен спирт и глицерин), но это хлопотно и дороговато, а потому расскажу о самых простых и доступных вариантах декорирования. Начинающему мыловару хватит и этого с лихвой.
Что нужно для варки домашнего мыла
Нужна плита. Хорошо бы иметь вытяжку над ней помощнее — пары щелочи не самое вкусное на свете. Да и запах незрелого мыла не из приятных ароматов.
Кастрюля. Объем такой, чтобы влезло все. Вода, жиры, щелочь. Потом перекладывать некогда и некуда. Можно нержавейку, но я предпочитаю эмалированный вариант — он достался от тещи, как бросовая емкость.
Ложки, лопатки для отгрузки, взвешивания, перемешивания компонентов. Пластик или дерево. Мне нравятся деревянные лопаточки, но они скоро приходят в негодность — щелочь все же. Можно пластик, но нужен стойкий к такой среде. И держать тепло. Многие применяют нержавейку. Но мне больше нравится дерево.
Погружной блендер. Можно мешать вилкой или ручным миксером. Первый раз я так и делал. Но может запросто занять часа четыре. Если вы способны на такой подвиг — пожалуйста. Но с блендером процесс займет четверть часа. Так что сами выбирайте. От себя замечу: на такой подвиг (без блендера) можно решиться раз в жизни.
Емкость для щелочи. Когда делаем водный раствор едкого натра, выделяется много тепла. Поэтому берите что-то стойкое к щелочи и теплу. Многие пользуют нержавейку, но я предпочитаю жаростойкую стеклянную посудину для микроволновки.
Весы. Это обязательно. Лучший вариант — электронные бытовые с точностью до десятка грамма.
Средства защиты. Резиновые перчатки, очки, респиратор. Лучше тот, что использует патроны с активированным углем. Этот тип предпочитают использовать профессиональные мастера при покраске машин. Очки же любые защитные — щелочь безопасна (относительно) в сухом состоянии. Но стоит появиться чуточку влаги…
Еще хорошо бы отдельную мисочку для пережира и микширования масел. Но о том чуть ниже.
Ну и форму для мыла. Можно ящик какой-то приспособить. Или детские формочки куличиков для песочницы. Иногда хорошо идут пластиковые коробушки из-под готовых салатов. Их не жалко разорвать если что. А конфигурация куска мыла выходит вполне удобная.
Только следите, чтобы у форм не было отрицательных углов — мыло же из нее после застывания доставать придется
Ингредиенты для домашнего мыла
Начнем с щелочи. Едкий натр. NaOH. Проще купить в магазинах реактивов, обеспечивающих школы и лаборатории. Я беру в подобном уже десяток лет. И все устраивает.
Ароматические масла. Именно они придают мылу запах. Можно найти в аптеке или магазинах для ароматерапии, в банных магазинчиках.
Иные добавки. Корица, кофе, какао и что-то похожее — магазин продуктов. Отвары трав — делаем сами из аптечного сырья. И так далее. Деготь, например, я получал сам — перегонял кору в консервных на костре. Смолу можно набрать в лесу. Воск и мед — так то магазины пчеловодов. Что найдете, что захотите увидеть в своем мыле. Только одно но! Все ингредиенты должны стойко переносить щелочную среду. По этой причине, например, совершенно не годится ваниль.
Жиры для домашнего мыла
Жиры. Есть масса жиров, горячо любимых мыловарами, оттого стоящих столько, что как-то сложно понять, а есть ли смысл их брать? Потому предлагаю применять на начальном этапе то, что можно купить в продуктовом магазине в обычном городе: свиной жир, говяжий жир, оливковое масло, подсолнечное, льняное, горчичное, рапсовое, сливочное и так далее. Что больше нравится.
Варить мыло лучше из смеси масел. Оливковое хорошо в чистом виде, но долго зреет и недешево. Подсолнечное масло дает мыло, плохо и мелко пенящееся. Зато его добавка позволяет хорошо заживлять ранки.
Мыло из свиного или касторового жира очень плохо пахнет. Но при том весьма приятное для кожи. Так что попробуйте сами разные сочетания. А потом выберете лучшее.
Свиное и говяжье сало лучше брать перетопленное. Можно очистить и самому. Надо нагреть, растопить, посолить (для отделения всего ненужного), процедить. Но проще взять готовое.
Хлопковое масло невозможно воняет — его добавляют чаще только по причине дешевизны.
Фабрики широко используют жир норок и пальмовое масло. Но в чистом виде это совершенно невозможные варианты. Потому только в смеси.
Пальмовое улучшает пенообразование и способность мылиться в жесткой воде. Жир норки хорош для кожи рук. Но мне лично жалко зверушек, да и без пальмового можно легко справиться. С хрюшками как-то проще. Поэтому обычно я использую свиной жир, оливковое масло и подсолнечное. Иногда заменяю или дополняю его горчичным или льняным. Мне этот вариант больше всего по душе. Оливкового и свиного больше всего — это основа.
Посмотрите видео о наборе начинающего мыловара — возможно, у вас все встанет на свои места
Остальные добавки
Еще в мыло можно добавлять другие добавки для улучшения свойств. Парафин, воск, канифоль и другие. Они делают продукт чуть потверже.
Больше 3% вводить нельзя. Парафин вроде тоже как-то не очень. Мне нравятся воск и канифоль. Иногда я применяю косметическую глину как краситель и легкий скраб. Но тут, как уже говорил, больше упор на фантазию изготовителя.
Хорошо под рукой еще иметь слабый раствор уксуса или лимонной кислоты — на случай, если щелочь попадет на кожу.
Собственно, приготовив все это, можно и приступать.
Как сделать домашнее мыло: проценты и пропорции
Все жиры имеют разный состав и требуют разного количества щелочи, а потому важно знать, сколько требуется ее для их омыления. Тем более, что промывки водой и отсолки, как в горячем способе с ядровым мылом, не будет. Поэтому лишняя щелочь нам бесполезна и вредна. А недостаток не даст хорошего результат. Нужно знать точно.
Как делать расчеты
Есть способ варки с излишками щелока, но он хорош при непрерывном производстве. Нам такой снова не подходит. Но тут все просто.
Воды берется из расчета 33 — 38 % от массы жира. Чаще всего 33. Наиболее сбалансированный вариант.
А для щелочи есть мыльный калькулятор. Вот тут, например: http://www.magicaltouch.ru/calc/ Там все четко и ясно можно просчитать.
Для моих привычных рецептов все выглядит так. На сто грамм жиров требуется щелочи:
- Оливковое — 13,45 г
- Свиной жир — 14,1 г
- Подсолнечное — 13,5 г
- Конопляное — 13,8 г
- Горчичное — 12,6 г
- Льняное (деревянное) — 13,4г
- Рапсовое — 12,4
- Добавка 100 граммов воска потребует 6,9 щелочи, канифоль и смолу-живицу кладем так.
Тонкости
Но и тут тонкость. Долю пережира можно сразу просчитать в калькуляторе и сварить мыло, не деля на основной состав и пережир. Я предпочитаю так не делать. Просто не все жиры одинаково хранятся.
Животные портятся быстрее, многие масла растительной этимологии попросту сохнут. Так что то масло, которое наиболее стойкое (оливковое, например) и хорошо для кожи, и следует пускать на излишек жиров.
Пережир до 15 %. Мне нравится 5 — 7 %. Кому как.
Тут два пути. Или мудрим с мылом без оливкового масла, а его добавляем только после того, как прошла основная реакция с другими маслами. Или считать по нулевому пережиру, а затем в массу добавить те необходимые 5 процентов от всей массы именно того самого выбранного масла, заранее отмеренного в отдельной посуде. Мне больше нравится последний вариант. Им обычно и пользуюсь. Такой способ позволяет добыть мыло с максимальным сроком хранения без добавления консервантов.
Вообще для мыла самый простой консервант — поваренная соль. Но добавления ее как раз и следует избегать превыше всего — иначе глицерин отделится от общей массы. Так что просто применяйте для пережира наиболее приятное масло.
Обычно беру примерно 5 частей свиного жира, 10 оливкового и по части подсолнечного, льняного или еще какого другого жира.
Несколько слов про ароматические масла. Добиться стойкого запаха с помощью одних отваров сложно — в лучшем варианте будет пахнуть сеном.
Ароматические составы
Поэтому применяют ароматические составы. Норматив довольно солидный — примерно 5 — 6 капель на 100 грамм продукта. На первый взгляд кажется многовато. Но это только на первый взгляд. В процессе созревания и хранения мыла излишки запаха быстро уйдут. А довольно интенсивный аромат в куске мыла будет только слегка ощущаться на коже. Так что не пугайтесь.
Многие в рецептах рекомендуют столько капель того и капель этого. Я поступаю проще. Особенно учитывая, что варю я сразу килограмма по два-три, для которых все эти капельки — штука нудная. Поэтому мне проще несколько иначе. В небольшую баночку наливаю немного спирта. Грамм 30. Можно обойтись и без — но с ним удобнее потом переливать в мыльную массу готового купажа. А потом масло. Примерно представляю что хочу получить. И начинаю смешивать. Как понравился запах — готово.
Например, для хвойного аромата я пускаю в ход чайное дерево и много всего елового: кедр, ель, сосна, пихта — все эти масла не так и дорого стоят в аптеке.
Можно сварить травы и на этой воде сделать щелочной раствор. Но то скорее цвет, чем аромат. Даже натуральный кофе будет слабо пахнуть в мыле. А его молотые зерна будут скорее скрабом, чем ароматизатором. Потому для кофейного запаха я и раствор делаю на вареном кофе, и молотый добавляю в массу. Иногда могу добавить и растворимого. И немного топлю шоколада — вот тогда получается весьма недурной запашок. Хоть и относительно слабый.
Хорошо бы еще незастывшую массу, сделанную на отваре травы, сверху присыпать этой же травой. Или мелкие фрагменты добавить в массу — может получиться весьма неплохо, хотя немного пестро.
А теперь начнем процесс
Сосчитали? Отмеряли? Поехали.
• Как только жир растопился, ставим его остывать. Масла должны остыть примерно до 40 градусов. Можно «пощупать» термометром, но я лично контролирую на ощупь — весьма тепло, но не обжигает.
И еще повторный совет под занавес — как сделать домашнее мыло. Не торопитесь! Выдержка в деле мыловарения очень нужна. И время ожидания все же меньше, чем у виноделов. Так что вспомните о том и не ропщите.
По поводу растворенного воска в воде, Ваш стёб несколько не уместен. При добавлении в расплавленный воск воды, при активном перемешивании/взбивании, в результате получается мягкая, кремообразная смесь, именно такой и пользовались др. египтяне.
Что нужно для мыловарения в домашних условиях . Прежде всего, необходимо ваше желание и фантазия. Она может быть твердой или жидкой. Начинающие мыловары нередко прибегают к применению детского мыла без отдушек и красителей.
Согласитесь, трудно назвать «мыловаром» человека, который берет готовое мыло, распускает его в теплой водичке и лепит из него оленя.
Очень, творческая работа. Труда конечно не мало, здесь нужно вложить и души тоже. А ведь для кого — то это не только любимое хобби, но и основа хорошего заработка. Можно конечно попробовать освоить азы мыловарения, в домашних условиях. Но, к этому должна лежать душа. Я думаю, что это, как в любом деле.
Отличное занятие. Я даже варку мыла больше могу назвать хобби. Во первых -это очень увлекательно, а во вторых очень полезное для тела и главное прибыльное. У меня подруга делает красивое подарочное мыло и она неплохо на нем зарабатывает.
Надо же,я постоянно пользуюсь кусковым твердым мылом; но даже и не подозревала о том;насколько же сложный и трудоемкий это процесс-изготавливать дома самостоятельно натуральное мыло,без красителей и отдушек!Много раз встречала в продаже мыло ручной работы;и лично мне оно всегда казалось нереально дорогим.Ошибалась-такое мыло мастера-умельцы-мыловары,на мой взгляд,предлагают дешево!…
Очень полезный рецепт и рекомендации в нем, никогда не думала что можно сварить мыло дома)) благодаря этой статье и подробным описаниям стало все ясно до мелочей, различные формы и цвета, классно, не терпится уже попробовать. А самое главное что достаточно таки экономно. Советую всем!!!